Понедельник, 20.11.2017, 14:35
Мой сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2016 » Ноябрь » 17 » В глушь? В Саратов?
19:28
В глушь? В Саратов?
Ускорит ли кризис миграцию компаний в регионы
 
В последние месяцы бизнес-центры Северной столицы ведут активную работу - готовятся к переезду на берега Невы крупнейших подрядчиков "Газпрома". Компания "Стройгазконсалтинг" может окончательно переехать в Санкт-Петербург уже в августе - она арендовала 30 000 кв. м в бизнес-центре "Фландрия плаза". Подбирает себе офис в Северной столице и еще один крупный подрядчик газовой монополии - "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко. В качестве вариантов его размещения эксперты называют бизнес-центры Leader Tower и Fort Tower. Такие переезды могут изменить жизнь всего региона. Как, например, изменила жизнь Пермского края смена прописки холдингом "Галополимер" с московской на пермскую, которая произошла в марте 2016 г.
 
Однако переезды до сих пор единичны, и, несмотря на усилия власти и кризис, который добавил экономических аргументов к смене локации, бизнес-децентрализация не превращается в масштабное явление. Топ-менеджмент крупных компаний не спешит выезжать за МКАД, мало того - присматривает себе новые офисы в центре столицы. Компания "Русал" готовится к переезду в деловой центр "Парк Победы", "Транснефть" купила целую башню в "Москва-сити", "Яндекс" приобрел семь зданий в деловом квартале "Красная роза". По данным компании "МСК менеджмент", всего крупные российские компании за прошедший год (c III квартала 2015-го по II квартал 2016 г.) приобрели более 170 000 кв. м качественных офисных площадей в Москве. Причем основной объем сделок (более 90%) приходится на объекты классов А и В+. Еще около 77 000 кв. м офисной недвижимости было арендовано.
 
Охта-Лахта Самый яркий пример корпоративного переезда продемонстрировал "Газпром" в городе ждут, и он еще до окончания переезда сильно изменил жизнь в регионе: там строятся офисы, дороги, жилье, вибрирует рынок труда. Известно, что компенсационный пакет за переезд положен только "топам" и самым ценным сотрудникам, другие должны решиться на релокацию без материальных бонусов. В связи с этим кадровые службы готовятся сменить около четверти персонала.
 
В Перми теплее Холдинг "Галополимер", созданный Дмитрием Мазепиным в 2008 г. на базе предприятий "Уралхима", имел веские причины для релокации - большая часть его производственных площадок находится в Перми и Кирово-Чепецке, а значит, предпосылками для переезда с Ленинградского шоссе в Москве на Ласьвенскую улицу в Перми были стремление к эффективному руководству и комфортные условия, которые обещали создать крупному холдингу власти региона. В январе 2016 г. глава правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов говорил: "В регионе хорошее законодательство для бизнесменов, реализующих инвестиционные проекты. Они, как самые крупные налогоплательщики, получат здесь более комфортные налоговые условия, а также смогут рассчитывать на особое расположение власти и подведомственных ей служб". Решение о смене прописки акционеры "Галополимера" приняли в самом начале 2016 г., а уже в марте изменили учредительные документы.
 
Но это все же единичные случаи. "Для большинства компаний выгоднее открыть в регионах свои представительства или дочерние предприятия под конкретный проект. Так, крупные игроки российского рынка обычно имеют представительства в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке, Екатеринбурге, Уфе и других ключевых городах. При этом в Москве с ее высокой бизнес-активностью и близостью всех необходимых в работе государственных органов остается стратегическое управление компанией", - считает Сергей Шиферсон, коммерческий директор компании City&Malls PFM. Словом, пока говорить о серьезном оттоке бизнеса в регионы не приходится. И пусть отдельные кейсы таких переездов существуют, за ними всегда стоит нечто большее, чем желание сэкономить на содержании головного офиса.
 
Чаще компании перевозят в регионы бэк-офисы, включая колл-центры, так как и аренда, и рабочая сила (качественные специалисты) в регионах дешевле. "Например, колл-центр АО "КБ "Ситибанк" находится в Рязани, бэк-офис P&G - в Новомосковске, так как там находится предприятие по производству продукции компании", - отмечает Виктория Данченко, директор отдела корпоративных услуг компании CBRE.
 
Это помогает сократить расходы на содержание офиса в Москве, а также на оплату труда. Средняя зарплата в Москве - 69 700 руб., в Санкт-Петербурге - 47 300 руб., а, например, в Тверской области - 26 300 руб., и там высокая безработица. Для набора кадров с невысокой квалификацией это хороший аргумент. "Поиск персонала проходил намного быстрее и эффективнее, чем в Санкт-Петербурге, - рассказывает Дмитрий Андреев, основатель колл-центра Creative Call Project, который перенес офис из Санкт-Петербурга в Астрахань. - В отличие от обеих столиц, там никто не пользуется ресурсом HeadHunter, чаще - Advita и локальными поисковиками персонала, что намного дешевле. Средняя заработная плата в южном регионе ниже на 20-30%, чем на севере страны. Кроме того, мы сэкономили на компьютерах, купив подержанные у местных жителей. Но главная экономия, конечно же, - на аренде помещения. Средняя стоимость аренды в Астрахани - 400 руб. за 1 кв. м в месяц. Цены ниже питерских в два раза - у нас квадратный метр стоит не дешевле 800-900 руб. Для нас этот показатель существенный, поскольку мы сняли довольно просторное помещение, способное вместить 70 человек. Кроме того, появилась существенная экономия времени на дорогу до работы. До офиса в центре города большинство сотрудников добираются пешком".
 
"Любой переезд в другую местность - это частичная смена коллектива. А также изменение текущих процессов. Оба этих фактора могут существенно влиять на эффективность в переходный период. Кроме того, немало случаев, когда предположения о рынке рабочей силы в регионе оказываются неверными и HR-департамент сталкивается с существенными сложностями при найме", - подчеркивает Анастасия Хрисанфова, директор по персоналу компании SPSR Express.
 
"Если набрать рядовой персонал несложно, то потеря опытных квалифицированных управленцев может существенно ударить по бизнесу. Пожалуй, единственный довод, который заставит специалистов с интересом взглянуть на перспективу переезда в регион - это повышение заработной платы, а также оплата жилья на новом месте. Но тогда появляется другой вопрос: а не будут ли затраты на релокацию выше, чем полученные от нее выгоды?" - рассуждает Сергей Шиферсон.
 
В обход столицы Представители небольших компаний и стартапов уверены, что в столице достаточно иметь офис продаж, чтобы быть поближе к клиенту. "Рабочие встречи, совещания с ключевыми партнерами, налаживание новых связей неудобно успешно проводить, находясь далеко за МКАД. Пресейл - можно, но клиентская конверсия длится долго, и личные встречи обязательны", - считает Николай Пацков, гендиректор компании "Конструктор документов FreshDoc.ru". Отдел продаж и дирекция FreshDoc.ru базируются в Москве, а производственный офис (IT-отдел, аналитики, юристы и маркетинг) обосновался в Уфе. В компании утверждают, что сегодня уровень технологий позволяет выстраивать продуктивное взаимодействие между офисами, поэтому технических проблем из-за удаленности офисов не возникает.
 
Раиль Хисматуллин, президент пермской компании - производителя косметики и продуктов пчеловодства "Тенториум", тоже в свое время решал вопрос о переносе головного офиса в Москву. Взвесив все за и против, решили открыть в столице филиал, а головной офис и производство оставить в Перми. Основные причины, говорит Раиль Хисматуллин, две - мода и экономия. "Москва всегда работала как экспериментальная площадка. Мода здесь внезапна и скоротечна, и только самые жизнеспособные идеи проникают в регионы в виде новых продуктов и товаров. Благодаря офису, удаленному от потоков быстрой моды, мы успешно совмещаем собственные научные разработки с внедрением трендовых продуктов. Кроме того, я считаю нецелесообразным разделять головной офис предприятия и его производственные площади. Уверен, любая компания с центральным офисом в Москве и производством в регионах сможет сэкономить весьма значимые суммы, если переведет белых воротничков на свои заводы", - считает он.
 
Веские антистоличные аргументы есть и у Дмитрия Мраморова, гендиректора СКБ "Контур" - разработчика компьютерных сервисов для бизнеса. Офис компании с момента ее основания в 1988 г. находился в Екатеринбурге (тогда еще Свердловске). Пока "Контур" работал на Уральский регион, вопроса о переносе головного офиса не возникало, но с выходом на федеральный уровень было принято осознанное решение в Москву не переезжать.
 
"Во-первых, мы работаем с компаниями самого разного масштаба - от закусочных и ларьков до промышленных гигантов. Крупные предприятия с?головным офисом в Москве - важная, но, вместе с тем, небольшая часть нашей аудитории. Когда подключаешь к интернет-отчетности столовую в Краснодаре, не так уж важно, где штаб-квартира компании - в Екатеринбурге или Москве, - считает Дмитрий Мраморов. - Во-вторых, СКБ "Контур" - производственная компания, разработчик ПО. Наш основной и главный актив - люди, офис разработки - находится именно в Екатеринбурге, где сложилось, в том числе благодаря нашим собственным усилиям, очень мощное IT-сообщество. Здесь есть профильный вуз - УрФУ, сформировалась среда, появилась тусовка, накопилась критическая масса талантливых инженеров, способная к самовоспроизведению. Екатеринбург давно стал центром притяжения ресурсов из соседних городов - Тюмени, Перми, Челябинска. Достаточно странно переносить головной офис куда-то еще".
 
При этом в компании признают инженерный потенциал Москвы и Санкт-Петербурга, а также разницу в зарплатах, а поэтому видят более перспективным развитие собственной Силиконовой долины на Урале и открывают офисы разработки в регионах.
 
В итальянском треугольнике "У нас очень любят приводить в пример Италию как образец децентрализации с ее промышленным треугольником Милан-Турин-Генуя, - напоминает Александр Абуев, руководитель отдела продаж БЦ "Парк Победы". - Но вы сравните размеры России и Италии. В Милан можно добраться из любой европейской столицы за пару часов на самолете, а то и на поезде. В России собственник вынужден думать, где располагаются ключевые партнеры, отталкиваться от географии. Если есть тесные связи с Китаем или Японией и они важнее, чем связи с Европой, можно перевести компанию во Владивосток. Если в приоритете Европа, то это только Москва и Санкт-Петербург, максимум - Калининград".
 
По его мнению, конкуренцию Москве в ближайшей перспективе могут составить Санкт-Петербург и Казань, которые традиционно находятся на верхних строчках рейтингов инвестиционной привлекательности регионов. Также не стоит сбрасывать со счетов Сочи, который получил новую инфраструктуру благодаря Олимпиаде. В список городов, претендующих на размещение офисов крупных компаний, также попадают Новосибирск и Екатеринбург. Как отмечает Виктория Данченко, при принятии решения о переезде будут учитываться транспортная доступность до Москвы (не более трех часов на самолете и возможность добраться на поезде или автомобиле), прямой перелет из основных европейских городов, инфраструктура и имидж региона.
 
Релокация головного офиса неизбежно влечет за собой нарушение уже налаженных связей и логистики. Приходится пересматривать прежние схемы работы с деловыми партнерами, а в отдельных случаях выстраивать их заново. Вместе с переездом в регион компания обрекает себя на обособленность. Не стоит списывать со счетов и репутационные риски: с одной стороны, переезжающая компания будет выглядеть пионером, который делает что-то новое, а с другой стороны, если она уходит из Москвы, значит, что-то не так с бизнесом.
 
Но если эффективность бизнеса важнее имиджа, то выход за пределы МКАД может быть оправдан. "Если с логистической и финансовой точек зрения лучше перенести офис из столицы в регионы, то лучше это сделать, - считает основатель коммуникационного агентства PR Inc. Ольга Дашевская. - В моей практике есть пример переезда группы компаний "Русагро". Сначала офис был на улице Кржижановского, далеко от центра Москвы, и я помню свое недоумение: "Как может крупная известная компания располагаться так далеко?" Однако потом я оценила то время, которое экономила, избегая пробок в центре. Позднее компания переехала за МКАД, но ни один человек не подал заявление об уходе, хотя на первый взгляд казалось, что логистика существенно усложнилась. Однако если живешь в городе, а на работу ездишь за город, то почти не попадаешь в пробки: и транспортный поток, и поток в общественном транспорте обычно направлены утром из окраин в центр, а вечером - наоборот. Поэтому иметь офис на окраине удобно".
 
Удобно, но меньшинству. Большинство по-прежнему стремится в столицу, и в кризис даже сильнее: в трудное время крупные компании хотят держать руку на пульсе, быть поближе к власти и инструментам лоббирования. Например, в марте стало известно, что крупнейшая сеть продажи одежды "Глория джинс" переехала из Ростова-на-Дону в Москву, хотя еще совсем недавно ее основатель Владимир Мельников грозился все перевезти в Гонконг. Притяжение Москвы не ослабевает. Как написала в прогнозе "Регионы и города России: сценарии-2020" специалист по регионам, доктор географических наук Наталья Зубаревич, при инерционной модели развития гипертрофированная роль Москвы и концентрация в ней финансовых и человеческих ресурсов сохранятся. Пессимистический сценарий усилит тенденции социально-экономической деградации периферии и резко сократит количество перспективных зон роста из-за ухудшения институциональных условий и снижения инвестиций. "В оптимистическом сценарии сохраняется пространственная поляризация развития, - уверена Наталья Зубаревич. - Экономический рост не бывает территориально равномерным, для инвесторов наиболее привлекательны регионы с конкурентными преимуществами, что позволяет ускорить и увеличить отдачу от инвестиций. Вряд ли в течение одного десятилетия пространственная конфигурация конкурентных преимуществ существенно изменится, в России они особенно инерционны. Следовательно, точками роста будут в основном те же территории, что и в инерционном сценарии".
 
Анна Орешкина
Просмотров: 23 | Добавил: tewhipan1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz